Детская библиотека-филиал № 10 |
«Давая детям книги, мы даём им крылья» Лейман |
СЦЕНАРИИ МЕРОПРИЯТИЙ |
ДОРОГОЙ ДОБРОЙ СКАЗКИ… (По сказкам братьев Гримм) 2 класс. Дорогой доброй сказки Идем мы без опаски И дружно говорим: Идем мы к братьям Гримм! И встретят нас герои, Красавицы и тролли, Лягушка и горшок, И боб, и уголек. И музыкантов Бремена Узнаем мы уверенно И Розочку с Беляночкой На сказочной поляночке И снова повторим: Пришли мы к братьям Гримм. Давно это было, два века назад, тогда, когда люди из города в город ходили пешком или ехали на лошадях, железных дорог и автомобилей в помине не было. Тогда, когда фонари на улицах зажигались не сами собой, а с помощью фонарщиков. Поздней осенью в одном из городов Германии тащилась по дороге карета. Погода выдалась на редкость неприветливая. Небо было хмурым, моросил мелкий дождь. Карета подъехала к трактиру, трактирщик вышел встречать гостей и спросил кучера: «Кого везешь?». «Ох, не поверишь», - отвечал кучер. Двух господ, которым дома не сидится. Едут, смешно сказать, в Бёкендорф за сказками». «В каком же смысле? Сказки, что ли послушать хотят?». «Да им рассказывают, а они записывают. Вот устали с дороги, спят голова к голове. Да как похожи, словно братья!». Так говорили кучер с трактирщиком и не знали того, что в карете действительно братья, которых теперь знает весь мир. Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786 – 1859) , так звали братьев Гримм. В то время, о котором мы говорим, они были еще молоды, но скоро станут известными людьми. Не только сказками занимались братья. Их интересовала мифология, история, немецкий язык. Труды их жизни завалили бы упомянутый трактир доверху. Но это будет потом. Братья Гримм родились в графстве Ханау, что в самом центре Германии. В семье было еще четверо детей. А всего пять братьев и одна сестра. Отец был судьей, а добрая матушка вела хозяйство. Якоб и Вильгельм были погодками (дети, родившиеся друг за другом с интервалом в год). Они вместе бегали в соседнюю мастерскую перчаточника, под надзором служанки, шагали по улочкам родного городка к учителю французского, вместе ходили к родственникам. Недалеко от них жила сестра отца – бездетная вдова. Именно она обучила детей азбуке, познакомила с основами счета. Уже тогда ее поражали успехи старшего Якоба, который все схватывал на лету. Семья жила в дружбе и согласии, в доме было много поводов для веселья. Счастливая жизнь закончилась, когда умер отец в возрасте 45 лет, оставив еще совсем не старую жену с шестью детьми. Семья переехала в город Кассель к богатой тете, сестре по матери Генриетте Циммер, которая приняла живое участие в судьбе мальчиков и помогла им закончить кассельский лицей. Усердие, прилежание, работоспособность и необыкновенные способности позволили братьям закончить лицей за 4 года, вместо положенных семи. Это было непросто – хорошо учиться. По 6 часов ежедневно проводили братья в лицее, к этому добавлялись еще 4-5 часов домашних занятий. Иногда им удавалось урвать часок- другой и они использовали его для рисования. Занимаясь самостоятельно, они стали искусными рисовальщиками. Кроме того, они коллекционировали выписки из самых разных книг, которые не могли приобрести при своих скромных средствах. Братья много читали, особенно любили стихи, баллады, басни, собирая их целые тетради. Затем они стали студентами Марбургского университета, пошли по стопам отца и учились на юридическом факультете, хотя их привлекало совсем другое. Им нравилось отыскивать в старых рукописях редкие поэмы и сказания. Их интересовал родной язык, народные сказки, поэтическое искусство. За свою жизнь оба брата сменили много разных должностей, особенно Якоб, который был и секретарем и дипломатом, даже библиотекарем, а точнее сказать – управляющим личной королевской библиотекой в кассельском замке. Именно Якобу принадлежит главенствующая роль во всех исследованиях и научных работах братьев. Он нес основной груз в составлении многотомного «Словаря немецкого языка», который смогли закончить через 100 лет другие ученые, явился автором 4-томной «Немецкой грамматики» в тысячу страниц каждый том. Вильгельм в отличие от брата был художественной натурой и занимался собиранием памятников древней поэзии. При издании некоторых книг их сотрудничество становилось настолько тесным, что невозможно было разграничить работу, сделанную каждым из них, и они просто подписывались: «Братья Гримм». Но вернемся к началу нашего рассказа. Итак, братья разъезжают по всей Германии в поисках сказок. Оказывается, сказки, которые мы все так любим, придумали вовсе не братья Гримм. Они собирали то, что придумал народ. Это сейчас сказок не рассказывают. Есть книги, телевизор, компьютер. А раньше сказки передавались из уст в уста устно. Книг было крайне мало, тем более со сказками. В своих поисках сказок братья обращались к родственникам, знакомым и незнакомым, чаще всего к пожилым людям. Среди тех, кто помогал им – скромные служанки и дочки богатых родителей. Некоторые сказки Вильгельму рассказала, например, его будущая жена Доротея, дочь кассельского аптекаря, ее сестра и особенно их няня Мария. Многие сказки были услышаны в семье одного высокопоставленного чиновника в Касселе, сын которого впоследствии женился на сестре братьев Гримм - Лотте. Однажды случилась такая история. Это было, когда французская армия Наполеона вторглась на территорию Германии. В одном селе немецкий крестьянин оказал неповиновение французскому офицеру и тогда его решили казнить. Но по правилам перед смертью положено выполнять последнюю волю обреченного на казнь. Тогда крестьянин попросил позвать тетушку Фиман, чтобы она ему сказку напоследок рассказала. Так и сделали. Французский офицер оказался образованным и понимал немецкий язык. Сказка тетушки пришлась ему по вкусу, потому что почти такую же рассказывала ему его мать, и он засомневался, немецкая ли это сказка. В ответ на его сомнения, тетушка сказала: « Сказка что птица. Летит и пределов не знает. А поет так, что всякий поймет». Зачем же братья Гримм сказки собирали? Они сами объясняли, зачем: «Настало время спасать древние предания и сказки, чтобы они не исчезли в беспокойных днях наших, как искра в колодце или роса под горячим солнцем». За 10 лет братья собрали более 200 сказок и в 1812 году решили их напечатать. Книгу назвали «Детские и семейные сказки». Вскоре после опубликования сборника сказки отправились в путь по всем странам и континентам. Они были переведены более чем на 140 языков народов мира. Благодаря бережной работе над сказками, они приобрели новые краски, потому что были пересказаны по-своему так просто, проникновенно и доходчиво, что стали неотъемлемой частью братьев Гримм. В знак особой благодарности народные сказки, сохраненные ими, стали повсюду называться «Сказками братьев Гримм». В последние годы своей жизни братья жили в Берлине, куда были приглашены в 1840 году в качестве преподавателей в Берлинский университет. В Ханау им поставлен памятник, в Касселе открыт музей. Именно этот город является столицей туристического маршрута «Немецкая дорога сказок», которая начинается в Ханау, а заканчивается в Бремене – родине бременских музыкантов, где стоит бронзовый памятник героям сказки. (Осел, собака ,кот, петух). Вспомните мудрые слова тетушки Фиман о том, что сказка « словно птица, летит и пределов не знает». В самом деле, творчество народов многих европейских стран так переплетается, что мы теряемся: какому народу принадлежит сказка «Золушка» или «Красная шапочка»? Ведь мы встречаем эти сказки и у Шарля Перро, а сказка «Мальчик с пальчик» то и дело попадается нам в сборниках русских народных сказок! А КАКИЕ СКАЗКИ БРАТЬЕВ ГРИММ ПОХОЖИ НА РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ? ( Ведущий называет русскую народную сказку, а дети – аналогичную братьев Гримм: «Волк и семеро козлят» - так же называется сказка братьев Гримм; «Крошечка – Хаврошечка» - «Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка»; «Пузырь, соломинка и лапоть» - «Соломинка, уголь и боб»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - «Братец и сестрица».) НЕКОТОРЫЕ СВОИ СКАЗКИ А.С.ПУШКИН НАПИСАЛ ПО МОТИВАМ НАРОДНЫХ СКАЗОК. «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» очень похожа на одну из сказок Братьев Гримм. Какую? («СНЕГУРОЧКА»). А.С.Пушкин сочинил еще одну замечательную сказку в стихах. Помните: Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. У братьев Гримм великий поэт заимствовал сюжет, идею, героев, но создал при этом свою литературную авторскую сказку со своими мыслями, чувствами, с описанием русского быта, русской старины и русского характера. У Шарля Перро, французского сказочника, и у братьев Гримм есть сказки, разные по названию, но похожие по содержанию. Главное событие этих сказок состоит в том, что принцесса укололась о веретено (пояснить значение слова) и заснула на много лет. КАК НАЗЫВАЮТСЯ ЭТИ СКАЗКИ? ( «ШИПОВНИЧЕК» у братьев Гримм и «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА» у Ш.Перро.) КАК НАЗЫВАЕТСЯ СКАЗКА РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ, НАПИСАННАЯ ПО МОТИВАМ сказки братьев Гримм «ГОСПОЖА МЕТЕЛИЦА»? (В.Одоевский « МОРОЗ ИВАНОВИЧ».) А русская народная сказка с аналогичным содержанием как называется? («МОРОЗКО»). ИГРЫ, КОНКУРСЫ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. КОНКУРС: «ВСПОМНИМ НАЗВАНИЯ СКАЗОК». Храбрый…(портняжка); Соломинка, уголек и…(боб); Двенадцать…(братьев); Умная…(Эльза); Железный…(Ганс); Золотой…(гусь, ключик); Госпожа…(метелица); Синяя…(свечка). КОНКУРС: «УГАДАЙ СКАЗКУ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ». 1.Мельник, охотник, собака, разбойник, кот, петух. («Бременские музыканты») 2.Варенье, мухи, великан, король, разбойники, жилетка. ( «Храбрый портняжка»). 3.Сапоги, кот, рубашечка, чулки, полночь, покупатели. ( «Маленькие человечки»). 4.Мезинец, борода, великан, деревцо, силач, мельник. (« Молодой великан»). 5.Мачеха, яблоня, старушка, золото, дождь, колодец. ( «Госпожа Метелица»). 6.Мать, дочки, розовые кусты, карлик, колодец, медведь. ( «Беляночка и Розочка»). 7.Тазик, мыло, кисточка, заяц, карета, подкова. ( «Три брата»). 8.Озеро, солдат, лестница, бал, ночь, башмаки. ( «Стоптанные туфельки»). КОНКУРС: «РАССЫПАННЫЕ СКАЗКИ». Из слов, написанных на отдельных карточках, составить название сказок: «Звездные талеры», «Волк и семеро козлят», «Заяц и еж», «Двенадцать братьев», «Золотой гусь», «Ленивый Ганс», «Белая змея», «Умная Эльза». КОНКУРС: «УЗНАЙ СКАЗКУ». (В конверте лежат буквы. Сложить название сказки из предложенных букв. Весь набор использовать полностью.) КОНКУРС «КТО ЗДЕСЬ БЫЛ И ЧТО ЗАБЫЛ» 1.Золотые туфельки (золушка). 2.Шапочка из красного бархата (девочка Красная Шапочка). 3.Стоптанные туфельки (принцессы). 4.Толстая железная палка (молодой великан). 5.Пояс с вышитыми буквами: «Когда злой бываю, семерых убиваю» (портняжка). 6.Синяя свечка (солдат). 7.Пряничный домик (старуха). КОНКУРС: «ЧЕЙ ПОРТРЕТ?» «Своей красотой она прославилась на весь свет. Она была хороша выше всякой меры, но зато высокомерная, как никто». (Королева из сказки «Король Дроздобород.» Маленький старичок с морщинистым лицом и длинной белой, как снег бородой. (Карлик из сказки «Беляночка и Розочка») Маленькая красивая девочка – белая, как снег и румяная, как кровь, а волосы у нее были чернее черного дерева. (Снегурочка. В другом варианте – Белоснежка) Маленький юркий человечек – большеголовый, длиннорукий, на тонких ножках. (Гном из сказки «Гном – Тихогром») КОНКУРС: «ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ?» Что нужно сделать, чтобы из фонтана, который иссяк, вновь потекло вино? (Прогнать жабу под камнем. – «Черт с тремя золотыми волосами»). Что нужно написать на поясе, чтобы стать счастливым? («Когда я злой бываю – семерых убиваю» - «Храбрый портной») Что нужно сказать, чтобы горшочек варил вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек вари!» - «Горшочек каши») Что нужно взять с собой королю, чтобы найти дорогу к потаенному замку в лесной чаще, где жили его сыновья. (Клубок волшебных ниток - «Шесть лебедей») Что надо сделать, чтобы превратить 12 братьев из воронов в людей? (7 лет молчать, не смеяться, не говорить – «Двенадцать братьев») Что нужно сделать, чтобы понимать язык зверей и птиц? (Съесть кусочек белой змеи – «Белая змея») КОНКУРС: «ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЛИ ТЫ?» 1.Чему обучились герои сказки «Три брата», странствуя по свету? (Брить, ковать, фехтовать). 2 .В какой сказке одна из героинь за свою лень была измазана черной смолой? («Госпожа Метелица»). 3. В какой сказке принцесса любила давать женихам стихотворные прозвища: «Журавлины долги ноги, не найдут пути – дороги; «Белый как смерть, тощий, как жердь»; «Краснокожий, на рака похожий». («Король – Дроздобород») 4. Чем и в течении какого времени кормил великан маленького мальчика в сказке «Молодой великан», чтобы тот вырос? (Орехами в течении 6 лет.) 5. В какого зверя заколдовал маленький карлик прекрасного принца в сказке «Беляночка и Розочка»? (В медведя). 6. Какие животные устроили ради спора марафонский забег на овощном поле? (Заяц и еж). 7. Почему у всех бобов посередине черный шов? (Портной зашил лопнувшего от смеха боба единственной имеющейся у него черной ниткой. Сказка «Соломинка, уголь и боб»). 8. Чем заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Волку набили брюхо камнями и он утонул). 9. На каком музыкальном инструменте играл петух из сказки «Бременские музыканты»? (На балалайке.) 10. Кто и в какой сказке пел: Что мы за красавчики! Любо взглянуть! Славно поработали – можно отдохнуть! (Маленькие человечки). 11. В какой сказке муж и жена в облаках летали? («Молодой великан») 12. В какой сказке и кому прислуживал черный человечек? (Солдату в сказке «Синяя свечка».) Составитель: гл. библиотекарь Кукушкина Л.П. |